мифология

Братья Кастор и Полидевк

Братья Кастор и Полидевк родились от Леды и Зевса. 
Это были отважные юноши-герои. Рассказывают, что никто лучше Кастора не умел объезжать молодых норовистых коней и править ими. А Полидевк был лучшим бойцом в рукопашном бою. Кастор и Полидевк, которых звали Диоскурами, то есть детьми Зевса, участвовали в знаменитом походе аргонавтов за золотым руном и в славной калидонской охоте на дикого вепря, что был величиною с быка; его глаза, налитые кровью, горели огнем; щетина его торчала острыми копьями, а клыки были величиной с бивень слона; от его горячего дыхания увядали листья на деревьях и желтела трава.

Кастор и Полидевк совершили не один отважный поход вместе со своими двоюродными братьями Линкеем и Идасом, сыновьями мессенского царя. Линкей, что значит "Рысий глаз", обладал таким острым зрением, что мог видеть все, что происходило в глубинах земли. А брат его Идас отличался мужеством и необычайной силой.


Тесей и Пирифой

Слава об афинском правителе, о его мужестве и силе распространилась повсюду. Много наслышался о его подвигах царь воинственных лапифов Пирифой, сын Иксиона, живший в Фессалии; он считался одним из самых сильных и непобедимых героев того времени, и вот ему захотелось помериться силой с Тесеем.

Он явился в Аттику и угнал из Марафона стадо быков, принадлежавшее Тесею. Услыхав о дерзком похищении, Тесей бросился за ним в погоню. Узнав об этом, Пирифой остановился и стал ожидать, чтобы вступить с Тесеем в бой. Они сошлись один на один, желая испытать, кто сильнее. Но каждый из них был поражен красотой и мужеством другого. И отдал тогда Пирифой похищенный им скот, и они заключили между собой союз нерушимой дружбы.

Вскоре Тесей отправился к своему новому другу в Фессалию, в гости на свадебный пир, так как Пирифой женился на Гипподамии, одной из самых красивых фессалийских девушек.

 


Бузина

В народных представлениях бузина считалась воплощением и вместилищем черта. Характерно отношение к бузине как к проклятому, нечистому и опасному растению. Отсюда пошло ограниченное использование ее в семейных и в календарных обрядах и широкое применение в магии, оберегах, гаданиях и лечении. Это относится, в основном, к западным славянам. У южных славян нет столь недоброго отношения к бузине.

Бузина, по поверьям, существует от начала мира, и потому причастна к мифическим событиям библейских времен — грехопадению Адама и Евы, убийству Авеля и позднее — к предательству Иуды.

Существовала вера, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес). В одном польском предании говорится о том, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его.


Как черт невесток посорил

​Сказывали, что у одной колдуньи под полом жил черт и подсказывал оттуда, что нужно отвечать людям, пришедшим погадать о будущем, о пропаже, об исходе какого-нибудь дела. Причем черт давал такие ответы, от которых возникали новые тяжбы, драки и ссоры. В одной семье жили две невестки, жили дружно, обе женщины хорошие, покладистые. Вот черт и задумал над ними подшутить, чтобы они перессорились. Старшая невестка попросила у младшей янтарное ожерелье для своей дочки-невесты: младшая была взята из богатого дома, и у нее все было. Бес попутал младшую, пожалела - не дала. Через день или два глядь - пропало ожерелье, а стоило оно дорого. Все перерыли - нигде нет. И пошли в семье ссоры. Младшая обвиняет старшую: "Это ты украла!", а старшая плачет, божится, что знать не знает, где ожерелье.


Черти-бесы

Что же это за существа такие — бесы и черти? Понятно, что нечистая сила. Но откуда она, эта сила, появилась? Давняя-давняя легенда так объясняет происхождение чертей, леших, домовых и водяных...

Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И скаЗал Бог да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Немало сотворил Бог3а день, и были с ним на небесах верные ангелы. Но один из ангелов восстал против Бога и пожелал устроить на небе свое царство. Тогда Бог низверг этого ангела в самую тьму кромешную, в преисподнюю, где тот стал правителем - Царем тьмы, Сатаной


Кошка

Если ночью на грудь навалилась серая кошка — это домовой давит. Надо его сразу спросить: "К добру или к худу?" — и выслушать ответ.

(Народная примета)

У всех народов кошка была спутницей колдунов и ведьм. Ее светящимся в темноте глазам приписывали необычайную силу, исходящую из мира таинственного. Мрачная туча, сверкающая зоркими молниями, также сравнивается с кошкой. Русская загадка, означающая дневной рассвет, сравнивает его с белой кошкою: " Белая кошка лезет в окошко"; напротив: дым, на метафорическом языке загадок, уподобляется черной кошке.

У древних египтян кошка считалась священным животным.


Заход солнца

Не дозвавшись любимой, встревоженный Бог Грозы разослал по белому свету быстрые ветры, снарядил в дорогу

стаи зорких разведчиков-птиц. Сам же поспешил к Солнцу:          !

— Выручи, брат! Не пришла домой Леля, попала, верно, в беду. Твое око всевидящее, помоги отыскать!

— Погоди, — сдвинул брови Даждьбог. — Неужели нету ее ни в Ирии, ни на Земле?

— Нету! — горестно ответил Перун. — Мать-Земля говорит, подняло мою Лелю словно бы вихрем... а в Небе я и сам вижу, что нет!

Сговорились братья: Даждьбог поглядит в Исподней Стране, а Перун полетит к Морскому Хозяину — вдруг в гости зазвал.


Самое большое чудовище греческой мифологии

Согласно греческой мифологии, самым большим и страшным из когда-либо рожденных чудовищ был Тифон, сын Геи и Тартара.

У Тифона было сто драконьих голов, которые доставали до звезд, часть туловища до бедер была человеческой, а нижнюю часть составляли свернувшиеся кольцами змеи. Когда Тифон простирал руки, они тянулись в обе стороны на сто верст, заканчиваясь не ладонями, а несчетным количеством змеиных голов. Его огромные крылья затмевали солнце, из глаз полыхало пламя, а из глоток летели огненные камни. Кроме того, каждая глотка могла вещать голосами богов, издавать бычье мычание, львиное рычание или пронзительный собачий лай.

 


Эпоха Гомера

С Гомером, великим древнегреческим поэтом, связана целая 

эпоха, охватывающая время с XI по VIII вв. до н. э. К этому 
времени относится появление его знаменитых поэм «Илиада» и «Одиссея». Благодаря этим произведениям мы можем судить о религии, военной организации, мировоззрении древних греков и о влиянии богов на судьбы простых смертных. 

В связи с большим значением, которое сыграли произведения Гомера в изучении греческой истории, этот период принято называть «гомеровской эпохой».

Местом рождения Гомера называют ряд городов и островов - Аргос, Афины, Иос, Итака, Кимы, Кнос, Колофон, Микены, Пилос, Родос, Смирна, Хиос и др.
 Мифологична его родословная - в числе его предков называют певцов Мусея и Орфея, в роли отца выступает бог Аполлон, бог реки Мелет (отсюда первое имя Гомера "Мелесиген", рожденный Мелетом), Телемах и пр., матерью его считают Метиду, Каллиопу, Эвметиду и др. нимф. В биографиях сообщается, что он ослеп (слово "гомер" на эолийском диалекте значит "слепой", другие возможные значения - "заложник", "пророк", "поэт"), был вдохновлен Музами на создание песен, скитался по Греции, в основном по Малоазийскому побережью, участвовал в поэтических состязаниях, соревновался якобы с Гесиодом, а скончался на острове Иос, где показывали его могилу. На основе этих псевдобиографий, по мнению ученых, можно сделать выводы: личность Гомера, если он действительно существовал, скорее всего связана с г. Смирна (нынешний турецкий г. Измир) и с о. Хиос, где в VII - VI вв. до н.э. существовал род певцов -"гомеридов", рапсодов, считавших себя прямыми потомками и последователями Гомера.

 


Гроза и весна

Стал уже порастать травою-быльем отцовский курган, когда над Перуновым дубом прошумели могучие орлиные крылья, раздался клекот:

— Собирайся, кузнец, в гости на небесную свадьбу!

Ибо прислал Перун к Матери Ладе доброго свата, славного Даждьбога-Солнце. Ударил его по плечу кикой — замужним женским убором, — чтобы верней сладилось дело:

— Езжай, брат!

Даждьбог не заставил себя дважды просить. Приоделся в расшитые бисером золотые одежды и выехал на солнечной колеснице, молясь Небу:

— Подари удачу, отец!

Привязал коней у ворот и пошел пешком через двор, как достоит вежливому гостю. Ступил правой ногой на порог и тихонько приговорил:


Сторінки