Фронт и струйное течение

В предшествующем изложении фронт схематически рассма­тривался как геометрическая поверхность разрыва. В действи­тельности фронт есть переходная зона между теплой и холодной воздушными массами. Температура на фронте не испытывает разрыва, а быстро меняется внутри зоны фронта. Это значит, что фронт характеризуется увеличенными горизонтальными гра­диентами температуры. Только внутри тропиков разности тем­ператур на фронте малы и главным признаком фронта стано­вится сходимость линий тока.

Мы уже знаем, что если есть горизонтальный градиент тем­пературы, достаточно совпадающий с горизонтальным бариче­ским градиентом, последний с высотой растет, а с ним растет и скорость ветра.

Рис. 4.33. Вертикальный разрез через струйное течение над Европой в одном конкретном случае.

Кривые — изолинии западной составляющей скорости ветра в м/сек; жирные линии — тропопауза в холодном и теплом воздухе; заштрихована зона фронта. Скорость западного переноса на оси струйного течения превышает 100 м/сек

 

Отсюда следует, что во фронтальной зоне между холодным и теплым воздухом, где горизонтальный гра­диент температуры особенно велик, барический градиент осо­бенно сильно растет с высотой, а с ним и скорость ветра достигает очень больших величин.

В результате в случае резкого фронта над ним наблюдается в верхней тропосфере и в нижней стратосфере в общем парал­лельное фронту сильное воздушное течение в несколько сотен километров шириной, со скоростями порядка 150—300 км/'час. Выше, в стратосфере, где горизонтальный температурный гра­диент меняется на обратный, барический градиент уменьшается с высотой и скорость ветра ослабевает. Максимальная скорость ветра наблюдается вблизи тропопаузы (рис. 4.33). Указанные сильные воздушные течения вблизи тропопаузы называют струйными течениями. В случае арктического фронта струйные течения обнаруживаются на более низких уровнях. При определенных условиях струйные течения наблюдаются и в стра­тосфере.

Главные фронты тропосферы — полярные, арктические — про­ходят в основном по широте, причем холодный воздух распола­гается в более высоких широтах. Поэтому связанные с ними струйные течения чаще всего направлены с запада на восток. Но при резком отклонении главного фронта от широтного на­правления такое же отклонение имеет и струйное течение.

Струйное течение, встречное по отношению к самолету, будет уменьшать скорость полета; попутное струйное течение будет, напротив, ее увеличивать, иногда существенно. Кроме того, в зоне струйного течения может развиваться сильная турбулентность. Поэтому учет струйных течений важен для обеспечения воздуш­ного транспорта.