Особенно важное практическое значение имеет образование ледяного налета на земной поверхности и на предметах в результате выпадения мороси или дождя и при осаждении обильного тумана. Это явление называется гололедом. Гололед, таким образом, не выделяется из воздуха путем непосредственной сублимации на наземных предметах, как рассмотренные выше виды твердых гидрометеоров. Для его образования необходимо выпадение переохлажденных капелек, возникших в атмосфере.
Гололед возникает при не слишком низких отрицательных температурах (от 0 до -10 — -15°). Осадки при этом выпадают в виде переохлажденных капелек, но при соприкосновении с земной поверхностью или предметами замерзают, покрывая их ледяным слоем. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Последний возникает при более мелких капельках (мороси) и при более низких температурах. Корка намерзшего льда может достигать в толщину нескольких сантиметров (а иногда многих сантиметров) и вызывать поломку сучьев и обрыв проводов; телеграфные столбы могут падать под тяжестью льда, осевшего на проводах. Улицы и дороги могут превратиться в сплошные катки. Гололед обилен в горах в морском климате; ели в горных лесах иногда превращаются гололедом в бесформенные глыбы.
Гололед часто наблюдается зимою на юге Европейской территории России. Вред, причиняемый гололедом связи и транспорту, заставляет особенно внимательно относиться к его прогнозу.
Образование гололеда (как и твердого налета) может происходить также на самолетах. Это — явление обледенения самолетов. Ледяная корка возникает в особенности на лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев, вообще на выступающих частях самолета. Под действием обледенения могут значительно ухудшиться аэродинамические качества самолета, возникнуть опасные вибрации и пр. Обледенение неоднократно приводило к авариям самолетов и дирижаблей.
Обледенение происходит в переохлажденных водяных облаках, чаще всего при температурах от 0 до -10°. При соприкосновении с самолетом капельки замерзают, растекаясь по поверхности; к ним примерзают также и содержащиеся в облаке снежинки. Обледенение может произойти также при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя; причины будут те же самые. Менее значительное обледенение, типа твердого налета, может произойти и вне облаков и осадков.
Особенно опасное обледенение бывает в слоисто-дождевых фронтальных облаках: эти облака всегда смешанные, а их горизонтальное и вертикальное протяжение велико.