Гололед и обледенение самолетов

Особенно важное практическое значение имеет образова­ние ледяного налета на земной поверхности и на предметах в результате выпадения мороси или дождя и при осаждении обильного тумана. Это явление называется гололедом. Гололед, таким образом, не выделяется из воздуха путем непосредствен­ной сублимации на наземных предметах, как рассмотренные выше виды твердых гидрометеоров. Для его образования необ­ходимо выпадение переохлажденных капелек, возникших в ат­мосфере.

Гололед возникает при не слишком низких отрицательных температурах (от 0 до -10 — -15°). Осадки при этом вы­падают в виде переохлажденных капелек, но при соприкоснове­нии с земной поверхностью или предметами замерзают, покры­вая их ледяным слоем. Различают гололед прозрачный и мутный (матовый). Послед­ний возникает при более мелких капельках (мороси) и при бо­лее низких температурах. Корка намерзшего льда может дости­гать в толщину нескольких сантиметров (а иногда многих сан­тиметров) и вызывать поломку сучьев и обрыв проводов; телеграфные столбы могут падать под тяжестью льда, осевшего на проводах. Улицы и дороги могут превратиться в сплошные катки. Гололед обилен в горах в морском климате; ели в гор­ных лесах иногда превращаются гололедом в бесформенные глыбы.

Гололед часто наблюдается зимою на юге Европейской тер­ритории России. Вред, причиняемый гололедом связи и транс­порту, заставляет особенно внимательно относиться к его про­гнозу.

Образование гололеда (как и твердого налета) может про­исходить также на самолетах. Это — явление обледенения само­летов. Ледяная корка возникает в особенности на лобовой части фюзеляжа, на винтах, ребрах крыльев, вообще на выступающих частях самолета. Под действием обледенения могут значительно ухудшиться аэродинамические качества самолета, возникнуть опасные вибрации и пр. Обледенение неоднократно приводило к авариям самолетов и дирижаблей.

Обледенение происходит в переохлажденных водяных обла­ках, чаще всего при температурах от 0 до -10°. При соприкос­новении с самолетом капельки замерзают, растекаясь по поверх­ности; к ним примерзают также и содержащиеся в облаке сне­жинки. Обледенение может произойти также при полете под облаками в зоне переохлажденного дождя; причины будут те же самые. Менее значительное обледенение, типа твердого налета, может произойти и вне облаков и осадков.

Особенно опасное обледенение бывает в слоисто-дождевых фронтальных облаках: эти облака всегда смешанные, а их гори­зонтальное и вертикальное протяжение велико.