В народной культуре западных и южных славян орешник почитался священным деревом. Его связывали с загробным миром и часто использовали для предсказания погоды.
Верили, что лещина — "благословенное" дерево, в которое не бьет гром, поэтому в грозу прятались под орешником. Молодые побеги орешника затыкали за пояс в качестве оберега, его ветками и сделанными из них крестиками украшали дома. Ветки втыкали в поля и в хозяйственные постройки, особенно в Юрьев день, на Вознесенье и в канун Ивана Купалы, ибо считалось, что грозовая туча обойдет стороной места, защищенные лещиной. При приближении грозы жгли лещину в печи, дотрагивались ее веткой до всего того, что хотели защитить от молнии. Спасаясь от грозы, носили с собой кусочки этого дерева.
Вместе с тем, по славянским поверьям, гроза и гром, не властные над самим орешником, губительно влияют на его плоды: орехи чернеют, как бы сгорая изнутри, и опадают с веток. Основой этой приметы послужил стародавний миф, что во время грозы Перун обрывает небесные орехи и грызет их острыми зубами.
В одной польской сказке говорится о чудесной белке, которая, сидя на дереве, грызет орехи — только не простые: скорлупа у орехов золотая, а зерна — жемчуг. Народная фантазия часто олицетворяла белку с молнией; по-видимому, как обыкновенная белка питается лесными орехами, так и белка-молния грызет те же самые плоды, растущие на Мировом дереве-туче. Эти небесные орехи, подобно яблокам Древа жизни, блестят как чистое золото и обладают той же силой даровать плодородие.
В Боснии в Ильин день боялись даже произносить слово "лешник" (лесной орех), отвлеченно называя орехи "губа", чтобы уберечь их от порчи при грозе.
Лещина широко использовалась в виде оберега от нечистой силы. Палкой из орешника очерчивали вокруг себя магический круг, который нечистая сила не могла переступить. Против порчи колыбель ребенка обходили с зажженной ореховой веткой. На Троицу, защищаясь от русалок, вносили в дома и привязывали себе на спину ветки лещины.
Поляки и хорваты, заприметив, что у их коров убывает молоко, разводили огонь при помощи лесного ореха, полагая, что он притягивает к себе ведьму, отбирающую у коров молоко.
Лещина являлась также действенным оберегом от змей и мышей. Болгары полагали, что змеи не просто боятся этого дерева, но даже умирают от него. Поэтому веткой лесного ореха натирали место змеиного укуса, отгоняли ею змей, били этими ветками друг друга, чтобы змеи не тронули. Ветки орешника помещали на воротах и над дверьми, чтобы змеи не могли проникнуть внутрь дома и во двор. Таким же способом защищали амбары от мышей.
У некоторых славянских народов лесной орех и его ветки считались местом обитания душ предков, посещающих землю весной в троицкую пору. Посему в это время люди избегали обрывать ветки лещины, боясь потревожить души усопших.
Связь лесного ореха с миром потустороннего и предками подтверждают рождественские гадания. Верили, что пустой орех предвещает смерть и голодный, неурожайный год, а полный — благополучие и здоровье. На Рождество обязательно ели орехи — наряду с другими поминальными блюдами пищи. Согласно словацким поверьям, чудодейственная ветка лещины может указать человеку путь к спрятанным в земле сокровищам.
Чехи разыскивали клады освященной вербой и тремя палочками белого орешника: одна палочка — для отыскания золота, другая — серебра, третья — водных ключей. А на Руси верили, что орех-двоешка приносит счастье и богатство, и потому берегли его и носили в кошельках, чтобы водились деньги, и на шее, чтобы избежать болезней и всяких бед.
Некоторые сказки указывают на связь ореха с вечными стихиями огня и воды. Сербская сказка упоминает о двух орехах, данных доброму молодцу вещими бабами: когда был разбит один орех — из него потекла река, когда разбили другой — из него вырвалось пламя.
На вере в заветную силу лесного ореха основывались и некоторые славянские обряды. При рождении жеребенка или ягненка домашние старались как можно быстрее поднять его с земли и произносили при этом такие слова: " Пусти Лескову, узми дренову" ("Оставь ореховое, возьми кизиловое"). Этими словами они желали новорожденному поскорее покинуть круг небытия, откуда он появился на свет, и начать расти, быть здоровым, поскольку кизил олицетворял здоровье и крепость. Такие же слова произносила мать ребенка, который долго не мог научиться ходить, а это означало, что он не завершил свой окончательный переход в этот мир. Эти же слова адресовались иногда тяжело больному человеку.
Широко использовалась лещина и в трудовой, хозяйственной магии. Лещиной подкармливали овец перед первой дойкой в Юрьев день. Для того чтобы получить хороший урожай, клали ветки ореха в семена и рассыпали орехи по полу на Рождество. Ветки орешника подкладывали в девичьи сундуки, чтобы в них "прибывало приданого". Для девочек изготавливали из дерева лесного ореха веретено, на котором она училась прясть, чтобы ее работа "множилась".