мифы Украины

Бузина

В народных представлениях бузина считалась воплощением и вместилищем черта. Характерно отношение к бузине как к проклятому, нечистому и опасному растению. Отсюда пошло ограниченное использование ее в семейных и в календарных обрядах и широкое применение в магии, оберегах, гаданиях и лечении. Это относится, в основном, к западным славянам. У южных славян нет столь недоброго отношения к бузине.

Бузина, по поверьям, существует от начала мира, и потому причастна к мифическим событиям библейских времен — грехопадению Адама и Евы, убийству Авеля и позднее — к предательству Иуды.

Существовала вера, что под бузиной и в ее корнях живет дух, демоническое существо (черт, бес). В одном польском предании говорится о том, что первый бес поселился в огромной яме и посадил сверху бузину, чтобы она охраняла его.

Горох

Горох — растение, часто используемое в обрядовой практике. Верили, что зерна гороха, стручки и ботва способствуют урожаю в поле, плодовитости скота и всеобщему процветанию в хозяйстве. Поэтому во время созревания гороха в северорусских селах устраивали праздники чествования гороха — "Горохов день". Этот праздник совпадал с праздником св. Спаса. Односельчане выходили в поле, рвали горох и с поздравлениями угощали друг друга.

У западных славян, украинцев и белорусов горох — важнейшее блюдо на Святки, причем с приготовленной из него пищей совершались разнообразные магические действия. У словаков хозяин бросал по ложке гороха в каждый угол и на потолок со словами: "Сто мер гороху, сто мер маку, сто мер пшеницы и сто мер ржи". Если к стене прилипало много горошин, это предвещало богатый урожай. Лужичане после рождественского ужина оставляли по ложке неразварен-ного гороха в углу и под столом, чтобы весь год в семье водились деньги.

Шабаш ведьм

Ведьмы и их шабаш — яркое творение мифологии. Один из главных мотивов рассказов о ведьмах — полет ведьмы на ночной шабаш. Известно, что Лысая гора под Киевом служит сборищем всех ведьм. По западнославянским поверьям, накануне Вальпургиевой ночи (канун 1 мая) ведьма мажется жиром крота и вылетает через дымоход со словами: "Выезжаю, выезжаю, ни за что не задеваю". Она летит на "ведьмину гору" верхом на метле или на другом подходящем предмете. На шабаше слетевшиеся ведьмы танцуют вместе с чертями под нестройную музыку, поклоняются козлу, пируют, предаются разгулу и затевают козни против людей.

... Все перед ним перемешалось, земля задрожала, и, как уже, он сам рассказать неумел, - попал чуть ли не в самое пекло. "Батюшки мои!" - ахнул дед, разглядевши хорошенько: что 3а чудища! рожи на роже, как говорится, не видно. Ведьм такая гибель, как случается иногда на рождество выпадет снегу, разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского трепака. Пыль подняли боже упаси какую! Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя На деда, несмотря на весь страх, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в валторны... (Н В. Гоголь, "Пропавшая грамота".)